Вера без дел мертва. Иак. 2-26
Христианская газета интернет-издание Бог есть любовь!


Гневаясь, не согрешайте
Часто гнев и раздражение становятся для учителей единственным средством воздействия на дурное поведение учеников. Этот путь не эффективен и способен, скорее, разрушить отношения, чем привести к взаимопониманию. Не лучше ли попытаться действовать так, чтобы затронуть детей, причем действовать спокойно и хладнокровно.
  

   Однажды известному американскому психологу Джеймсу Добсону задали вопрос: "Какую ошибку чаще всего совершают взрослые (родители и учителя), приучая детей к дисциплине?" Ответ Добсона был следующим: "Я бы сказал, что эта ошибка - неуместный гнев в попытках руководить детьми. Это один из самых неэффективных методов воздейстия на человека (любого возраста). К сожалению, большинство взрослых полагаются на свою собственную эмоциональную реакцию, чтобы добиться взаимопонимания с детьми". Добсон рассказал, как одна американская учительница, выступая по национальному телевидению, заявила: "Мне нравится быть профессиональным преподавателем, но я ненавижу это ежедневное учительство. Дети настолько неуправляемы, что мне приходится все время орать на них, чтобы хоть как-то держать класс в узде". Недавно на остановке я услышала фразу из разговора двух пожилых людей: "Что поделаешь, учителя сейчас на детей только орут...". Как это ужасно, когда работа, которую ты делаешь из года в год, требует от тебя злобы и гнева. Тем не менее многие учителя и родители не знают другого способа воздействия на детей. Это изматывает и не дает необходимых результатов. Доктор Добсон предлагает нам взглянуть на свою собственную систему мотивации и свою реакцию на чужой гнев.
    
Предполжим, как-то вечером после работы вы едете на машине домой и превышаете допустимую скорость. На другой стороне улицы стоит одинокий инспектор, не имеющий возможности вас наказать. У него нет ни автомобиля, ни мотоцикла, у него нет ни значка, ни оружия, и нечем выписать штрафной талон. Все, что он может, - это стоять на тротуаре и выкрикивать оскорбления в ваш адрес, пока вы проезжаете мимо. Остановитесь ли вы только потому, что он, покраснев, потрясает кулаками? Разумеется, нет. Вы даже можете помахать ему из окна, проезжая мимо. А его гнев лишь насмешит вас своей очевидной глупостью. С другой стороны, ничто так не сможет воздействовать на вас, как вид милицейского автомобиля с сиреной, несущегося за вами. Когда вы останавливаете машину у обочины, к вашему окну приближается вежливый и исполненный достоинства инспектор. Он высокого роста, у него зычный голос. "Наш радар зафиксировал, что вы превысили скорость, - говорит он твердо, но вежливо. Позвольте ваше водительское удостоверение". В его голосе нет ни враждебности, ни злости, тем не менее вы съеживаетесь. Почему ваши ладони вспотели, а во рту пересохло? Почему сердце ушло в пятки? Потому что процедура, которую сибирается совершить "мистер Закон", ужасно неприятна. Именно эта процедура так драматично повлияет на ваше будущее поведение за рулем. Увы, дети думают и реагируют таким же образом, как и вы. На поведение влияет дисциплинарная процедура, но не гнев и раздражение. Если говорить о детях, то гневливость, раздражение, крик взрослых взращивают дурной плод пренебрежения в их умах. Они чувствуют, что крик и раздражение - от нашей неспособности контролировать ситуацию. В их глазах взрослые, родители - воплощение справедливости, а мы в это время размахиваем руками и выкрикиваем пустые угрозы, укоры и оскорбления (причем, со стороны учителей они часто сыплются не только в адрес учеников, но и их родителей). Хочется спросить: а вы уважали бы судью Верховного Суда, который вел бы себя подобным образом при исполнении функций стража закона? Конечно, нет! Поэтому судейская система составлена так, чтобы выглядеть сосредоточием объективности, разумности, достоинства.
    
Конечно, родители и учителя не обязаны прятать от детей свои естественные эмоции. Наши дети порой бывают непослушны и оскорбляют нас, и тогда наш гнев оправдан. На самом деле, он должен проявляться, иначе мы потеряем естественность и искренность. Но Писание говорит: "Гневаясь, не согрешайте". Часто гнев и раздражение становятся для учителей единственным средством воздействия на дурное поведение учеников. Этот путь не эффективен и способен, скорее, разрушить отношения, чем привести к взаимопониманию. Не лучше ли попытаться действовать так, чтобы затронуть детей, причем действовать спокойно и хладнокровно.

Татьяна Проскурина