Вера без дел мертва. Иак. 2-26
Христианская газета интернет-издание Бог есть любовь!


Сам себе господин?
Имею ли я право оказывать давление на ребенка? Современные психологи вообще не советуют в общении с детьми употреблять слово "нельзя". Ребенок - свободная личность, и у него тоже есть свои права". Такого мнения и такой позиции в воспитании детей придерживается большинство современных родителей, ссылаясь на советы наших психологов, которые, в свою очередь, опираются на рекомендации своих коллег из западных стран и Америки.
  "Мария не выполняла домашних заданий, которые ей задавали в школе. Учитель попросил ее родителей вмешаться. Однако они не смогли помочь ей, двенадцатилетняя дочь не слушалась их. Родители не были для нее авторитетом. Они надеялись, что школа направит их дочь по верному пути и даст ей правильную ориентацию в жизни, то есть сделает то, что не смогли сделать они сами". Такие ситуации стали типичными для нашего общества, хотя ее описывает американский педагог Тед Трипп. "Данная история не является необычной. К 10-12 годам многие дети оставляют свой дом. Речь идет не о бездомных детях, а о тех, которые, достигнув 10-12 лет, фактически оставили отца и мать, отвергнув их как авторитет или ориентир для своей жизни. Наше общество сбилось с правильной дороги в вопросе воспитания детей. Мы представляем собой корабль, у которого нет ни руля, ни компаса. У нас нет ни чувства ориентации, ни способности направлять себя по верному пути. Нынешние родители принадлежат к тому поколению, которое отвергло всякие авторитеты. Мужчина уже далеко не всегда может быть хозяином в своем доме. Мама уже не всегда послушно делает то, что говорит папа. Папа, в свою очередь, больше не живет в страхе перед своим начальником на работе и не боится быть уволенным. А дети, воспитываемые в такой атмосфере, больше не сидят смирно за партами. Они уже не спрашивают разрешения, чтобы начать говорить. Они уже не боятся возражать и дерзить своим родителям. Они не соглашаются с ролью подчиненных". Согласитесь, ситуация, которую описывает Тед Трипп, очень похожа на то, что происходит сейчас в нашем обществе. Большинство родителей не понимает уместности и необходимости того, что они должны руководить жизнью своих детей. Вместо этого они берут на себя роль советников или консультантов. Не многие могут сказать своему ребенку: "Сегодня я приготовила овсяную кашу на завтрак. Это хорошая питательная пища, и я хочу, чтобы ты ее съел. Может быть, в другой раз я приготовлю тебе то, что ты больше любишь". Многие же мамы обычно говорят: "Что ты хочешь сегодня на завтрак? Тебе не нравится овсяная каша, которую я приготовила? Что бы ты хотел поесть вместо нее? Я могу приготовить что-нибудь другое". Это звучит прекрасно, однако что же происходит на самом деле? Ребенок делает вывод, что принятие важных решений зависит от него, а родители только предлагают различные варианты. Подобный сценарий повторяется в жизни детей, когда встает вопрос покупки одежды, составления дневного расписания, выбора друзей, проведения свободного времени и так далее. К шести, восьми или десяти годам ребенок уже сам себе господин. К тринадцати годам он полностью выходит из-под контроля. Родители могут льстить такому ребенку, упрашивать его, умолять, убеждать, твердя одно и то же (в отчаянии и гневе), кричать и угрожать, однако ребенок не будет на них реагировать, поскольку теперь он сам себе господин. Родители уже давно отдали ребенку исключительное право принимать решения. Как это произошло? Подобная ситуация складывалась постепенно и незаметно, когда ребенок был еще очень маленьким и родители каждый раз предлагали ему самому принимать решение и выбирать все, что ему хотелось.
    
Прежде чем дети научатся принимать решение, очень важно, чтобы они осознали власть и авторитет родителей. А родители должны быть готовы олицетворять власть в семье. Нам следует быть милостивыми и снисходительными, руководя своими детьми, однако при этом мы должны быть авторитетом для них.

(Использованы материалы книги Теда Триппа "Как быть пастырем своего ребенка")

ТАТЬЯНА ПРОСКУРИНА