Вера без дел мертва. Иак. 2-26
Христианская газета интернет-издание Бог есть любовь!


Хочу то, что хочу
Всем родителям приходилось слышать, как их дети кричат друг на друга. Подобная сцена знакома всем: двое детей хотят играть одной и той же игрушкой. Как быть?
   Каждый взрослый по-своему решает эту проблему. Один спрашивает, кто взял игрушку первым, взывая к справедливости. Другой увещевает детей делиться и быть тактичными. Кто-то достает часы и говорит:  "Ну ладно, можешь взять эту игрушку на десять минут, а потом твой брат поиграет с ней следующие десять минут". Некоторые просто не обращают внимания на крики, считая, что дети будут меньше драться, если игнорировать их потасовки. Иные утешают себя мыслью, что все братья и сестры дерутся,

 поэтому это вполне нормально, и с возрастом они перестанут ссориться друг с другом.
  
Что же все-таки следует делать? Мы не можем просто угрожать физическим наказанием: "Хочешь, чтобы я тебя отшлепал?" Мы не можем просто воздействовать на чувства: "Мне не нравится, когда ты..." или "Ты причиняешь мне боль, когда..." Мы не можем просто использовать любовь детей к своим вещам: "Хочешь, чтобы я забрал у тебя все игрушки?" Ни один из этих приемов не дает должного результата, потому что не касается сердца ребенка. Обычно у родителей возникает искушение сосредоточить все внимание на поведении своих детей. Поведение можно видеть и слышать, кажется, что его можно подкорректировать. Но все, что человек говорит и делает, является отражением того, чем наполнено его сердце. Поэтому, чтобы понять, что говорит и делает ребенок, родителям необходимо знать его сердце, стремиться определить и понять, чем оно наполнено. Многие родители сталкиваются с тем, что они не способны сопоставлять поведение ребенка с соответствующими проблемами его характера. Это приводит к видению лишь изолированных друг от друга поступков. Часто родители склонны рассматривать поведение детей с очень наивной точки зрения. Мы видим борьбу за обладание игрушкой только как борьбу за обладание игрушкой, в то время как подобная сцена говорит о неумении или нежелании уважать других. Она говорит об эгоизме и выражает следующую позицию: "Меня не волнуют твои желания. Я хочу иметь то, что мне нравится". Такое поведение ребенка свидетельствует о его решимости жить в этом мире, используя любую возможность послужить и доставить удовольствие самому себе.
  
Поведение показывает, что происходит внутри человека. В отношении каждого поступка ребенка можно задать три вопроса: когда, что, почему? "Когда" относится к обстоятельствам, при которых был совершен поступок. "Что" - к тому, что было сказано или сделано. "Почему" - к тому, чем было наполнено сердце ребенка в тот момент и что подтолкнуло его к определенным словам и действиям. Задача родителей - исследовать вместе с ребенком не только что и когда произошло, но и почему, помочь ребенку рассматривать свое поведение, задавая себе вопрос: "Почему?"
  
Если мы не будем раскладывать поведение ребенка на составные части, то сосредоточим внимание лишь на его внешних проявлениях. В таком случае мы будем подобны человеку, который пытается избавиться от сорняков, подстригая траву. Но сорняки в этом случае появятся снова.

Татьяна Проскурина