Вера без дел мертва. Иак. 2-26
Христианская газета интернет-издание Бог есть любовь!


Российское лицо протестантизма
История протестантизма, согласно мнению самих протестантов и ученых-историков, исследующих эту проблему, начинается с 15I7 г. и теснейшим образом связана с именем немецкого ученого монаха Мартина Лютера и его знаменитого исповедания веры, в виде 95 тезисов, прибитых на дверях церкви, где он проповедовал. К 1520-1521 гг. протестантская доктрина Лютера уже вполне сформировалась. В 20-х гг. ХVI в. протестантизм был принят в качестве официальной религии во многих княжествах и городах Германии, ряде кантонов Швейцарии, в Дании, Норвегии и Швеции.
   Однако название "протестантизм" это движение получило несколько позже, в 1529 году, на германском имперском сейме в Шпейере. Это обозначение происходит от слова "протестация" - возражение, протест. На этом сейме лютеранские и реформатские лидеры выразили несогласие с решением большинства сейма, препятствующего религиозному возрождению. "Протестация" включала в себя возражения, обращения и позитивные предложения. Ее текст настолько интересен и актуален своим вопросом: "Что есть истинная и святая церковь", что его просто стоит привести. "Не существует правильной проповеди либо учения, помимо тех, что следуют Слову Божьему. Согласно Божьей заповеди, никакое иное учение проповедовать нельзя. Всякое место святого божественного Писания стоит рассмотреть и разъяснять при помощи других мест. Священная Книга везде и во всем необходима христианину. Она сияет своим собственным светом. Обретший ее разгоняет тьму. Мы определяемся благодатью Божьей; верность и терпение дает нам только Слово Божье, святое благовестие, содержащееся в книгах Ветхого и Нового Заветов. Проповедовать надлежит только Слово, а не то, что ему противоречит. Это - единственная истина. Это и есть истинное правило всякого христианского учения и поведения, которое никогда не подведет и не обманет".
Этой позиции суждено было определить всю последующую историю протестантизма, и ей же мы обязаны современной библейской глубине, веротерпимости и динамичности протестантского движения. Собственно, вся прошлая и нынешняя идея протестантизма - это выраженное стремление к восстановлению основ христианской веры, как ее проповедовали Христос и Апостолы.
   После этого сейма лютеран и других защитников реформ стали называть "протестантами". Первоначально английское слово "протестация" означало "непоколебимое исповедание", "торжественное заявление" и подразумевало решительную защиту евангельской истины от католических извращений того времени. Среди основополагающих принципов протестантизма 16 века можно особо выделить знаменитые пять оснований: торжествующее признание власти и авторитета Самого Бога в противовес папской узурпации власти; знаменитое "оправдание верой" - прощение как свободный дар Божьей благодати, получаемое посредством спасительной смерти и воскресения Иисуса Христа; Священное Писание как единственный источник христианского откровения и право каждого христианина на понимание и толкование Писаний; церковь как "собрание всех верующих, среди которых Евангелие проповедуется во всей чистоте"; право на священство всех верующих, "без особо выделенных людей-посредников".
   Протестантизм претерпел сложное развитие, сформировав при этом свое собственное лицо, так и не потерявшееся в истории, несмотря на культурные, территориальные и богословские штрихи отличий многих ответвлений этого динамичного направления.
   Он прочно занимает второе место в мире после католицизма, почти вплотную приблизившись к нему по численности церквей и опережая его по динамичности развития, миссионерству и социальным программам. Наиболее многочисленная часть протестантизма представлена пятидесятническо-харизматическим направлением. Согласно данным справочника Патрика Джонстоуна "Операция мир", в 1990 г. в мире было около 150 миллионов пятидесятников, а их рост за последние 30 лет составил 7,4%. При таком темпе роста их численность на 2004г. может быть представлена не менее как в 250 миллионов. Если же учесть тот факт, что данное евангельское направление протестантизма имеет фиксированное членство, то цифра впечатляет.
   Всего же весь христианский мир, согласно данным этого же справочника, на начало 1990г. составлял около 1 млрд. 700 млн. человек. Из них католиков было 892 млн., протестантов - 550 млн. и православных - 215 млн. Самый высокий и стабильный процент прироста наблюдается только у протестантов. Самый низкий - 1,3% - у католиков. Процент прироста в православии 3,3% и, связанный с падением коммунистических режимов в славянских странах, к середине 90-х заметно снизился. Российские протестанты, несмотря на свою "молодость" в сравнении с православием, уступают ему по количеству церквей, христианских организаций и групп примерно в 2 раза.

Весь христианский мир на начало 1990г. составлял около 1 млрд. 700 млн.человек. Из них католиков было 892 млн., протестантов - 550 млн. и православных - 215 млн. Сегодня в мире насчитывается около миллиарда евангельских христиан.

  Россию, как страну православную, это движение, естественно, не затронуло, однако первые протестанты-иностранцы лютеране, появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни М.Лютера, в последние годы правления великого князя Василия Ивановича (1524-1533). С этого момента сами протестанты ведут отсчет своего укоренения в России, поскольку из вероисповедания иностранцев протестантизм постепенно становился вероисповеданием сначала незначительной, но со временем все более заметной части населения России, демонстрируя высокую степень приспособляемости к иным национальным, социальным и экономическим условиям, отличным от тех, в которых он возник на Западе.
   Здесь уместно привести точку зрения нескольких исследователей исторической оправданности появления протестантизма на российской земле.

   "Религиозные иммигранты обретают силу лишь тогда, когда обе культуры объединяют некоторые общие потребности, взаимное влечение, которое никак не сводится к натиску ревностных миссионеров. Только при этом условии фрагменты чужеземной культуры способны замещать элементы культуры отечественной, потому что более адекватно выражают новые запросы общества". (Митрохин Л.И., "Баптизм: история и современность").
   "За 4-4,5 столетия, будучи первоначально привнесенным с Запада, протестантизм вполне укоренился в нашей стране, имеет устойчивую базу приверженцев, превратился в одну из традиционных религий России - российский протестантизм. Это еще раз подтверждает, что российский протестантизм нельзя уже рассматривать как нечто инородное, стоящее вне российской государственности и русской культуры". ("История религий в России", М.,РАГС).

   "Бросая взгляд в глубь российской истории и зная о том, что протестантские церкви и объединения занимают сейчас второе по количеству общин и третье по числу приверженцев место в многокрасочной конфессиональной картине нашей страны, следует признать, что, хотя протестантизм в России явление, несомненно, более молодое, чем православие или ислам, и его вклад в строительство русской культуры и государственности, конечно, несоизмерим с вкладом и исторической ролью православия, это направление существует в России как минимум 400-450 лет, и было бы ошибкой ставить его вне российской культуры и российской традиции". ("История религий в России", М.,РАГС).

   Российский протестантизм, представленный несколькими российскими протестантскими Союзами и объединяющий около 6 тысяч церквей по всей России, как и западный протестантизм, весьма акцентирован на социальной активности христиан. Собственно, именно благодаря протестантизму мировое сообщество вновь смогло повернуться в сторону высокого социального уровня жизни.
  

   Это оказалось справедливо потому, что именно в протестантских странах библейское учение в большей степени повлияло на правосознание, на политическую и экономическую мысль, нежели, скажем, в католических. Известный немецкий социолог Макс Вебер показал исключительную роль протестантизма, особенно кальвинизма, в создании свободной рыночной экономики. Западное общество своим правовым демократическим характером, свободной рыночной экономикой, высоким уровнем здоровья и благосостояния общества обязано, в первую очередь, протестантизму.
   В нашей республике протестантизм, в основном, представлен евангельским направлением, среди которого особо выделяются несколько молодых, но крупных религиозных объединений, сформировавших несколько лет назад неюридическую структуру "Альянс евангельских церквей Удмуртии". В него входят церкви "Дело Веры", "Церковь Божья", "Филадельфия", "Ижевская христианская община" и "Воскресение". Конечно, картина протестантского мира Удмуртии будет неполной, если не упомянуть и другие церкви: пятидесятнические, баптистские и церкви Адвентистов седьмого дня.
   Протестанты прочно занимают второе место в республике, после православия, по числу церквей и прихожан, занимая активную социальную позицию, что соответствует Евангелию Иисуса Христа. Церкви имеют несколько реабилитационных центров для наркозависимых и алкоголиков, благотворительных центров и миссий милосердия, в том числе международных. Социальные программы по профилактике различных заболеваний, в том числе СПИДа, представлены на профессиональном уровне. В "послужном" списке церквей несколько крупных и десятки малых гуманитарных проектов для Ижевска и Удмуртии. Это десятки тысяч наших сограждан - детей, малоимущих, инвалидов и малообеспеченных, получивших реальную разностороннюю помощь. Несколько церквей имеют свои печатные издания и прекрасные сайты в сети Интернет с информацией на нескольких языках. Социальный и интеллектуальный портрет этих церквей существенно отличается в лучшую сторону от того портрета, что десятилетиями насаждался в умах многих россиян.
   Всех нас объединяет одна цель, понятная каждому уставшему и потерявшему надежду: мы хотим истинного библейского спасения каждому человеку, свободного от терроризма и насилия общества, действительно счастливых семей и надежного будущего нашим детям. У наших церквей есть что реально представить обществу. И да поможет нам в этом Господь!

П.И.Желноваков, старший пастор церкви "Филадельфия", г.Ижевск